Учитель – дефектолог
МАОУ СОШ № 21
Ецкало В.С.
Для детей с задержкой психического развития особенно важно соблюдать рекомендации по организации процесса обучения в домашних условиях с применением дистанционных технологий. Следует учитывать повышенную истощаемость ребенка, колебание работоспособности, трудности долгого сосредоточения и удержания внимания. Часто дети данной категории нуждаются в помощи организационного характера, которая заключается в контроле готовности к уроку, эмоциональном настрое на работу, предварительном планировании учебного дня в соответствии с расписанием. У детей с задержкой психического развития ослаблены процессы запоминания и точности воспроизведения информации. Поэтому следует предусмотреть размещение визуальных опор, дублирующих информацию, которую важно не забыть.
Организовывая рабочее место ребенка дома, следует придерживаться простых правил, которые помогут избежать переутомления, соблюдать зрительный режим и эффективно организовать режим обучения.
1. Продумайте расположение рабочего места ребенка, важно, чтобы он не сидел спиной к окну.
2. Исключается работа с ноутбуком или планшетом на коленях, в руках, лежа. В поле зрения пользователя не должно быть ярких источников света. Монитор не следует располагать задней стороной к окну. Нежелательно, чтобы при работе за компьютером дневной свет из окна был ребенку в глаза.
3. В помещении, где организовано рабочее место с компьютером (ноутбуком) или планшетом, важно предусмотреть не только естественное и общее искусственное освещение, но и местное освещение на рабочем столе. Местный источник света на рабочем месте должен располагаться сбоку от экрана компьютера или ноутбука. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.
4. Позаботьтесь чтобы зрительная дистанция до экрана персонального компьютера, ноутбука или планшета была не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом 30 .
5. При необходимости использовать наушники, время их непрерывного использования для ребенка любого возраста должно составлять не более часа. Уровень громкости не должен превышать 60% от максимальной.
6. Электронное средство обучения следует выключать или переводить в «спящий» режим, когда их использование приостановлено или завершено, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения ребенка.
Кроме правил организации рабочего места ребенка, также важно следить и за чередованием учебной и физической нагрузки. Психофизические особенности ученика с задержкой психического развития не позволяют ему в течение всего урока, который происходит с применением дистанционных образовательных технологий, сохранять полноценное включение в образовательный процесс.
Особенно важным в условиях дистанционного обучения для детей с задержкой психического развития является четкая алгоритмизация жизни ребенка. Очень хорошо, если в комнате, в которой проводит большую часть времени ученик, появится режим дня и расписание занятий на неделю. Важно всегда иметь перед глазами или в ближнем доступе расписание уроков. Для тех, кто постарше, это могут быть планинги, которые заполняются самостоятельно или при небольшой помощи взрослого. А для учеников начальной школы временные опоры могут быть представлены картинками или символами, отдельными словами, главное, чтобы ребенок самостоятельно в них ориентировался и всегда мог найти нужный ему временной отрезок.
Тогда, когда комната заменяет собой учебный класс, постарайтесь скрыть в шкафу или убрать из поля зрения ребенка все яркие и отвлекающие внимание предметы. Расположите в свободном доступе учебные принадлежности, из учебников и рабочих тетрадей оставьте только необходимые на уроке, остальные отложите на полку или уберите в портфель.
Выполнение этих нехитрых правил позволит качественно организовать образовательный процесс с применением электронных средств обучения для ребенка с задержкой психического развития.
Автор: О.В. ЕГУПОВА, зам. директора ГППЦ ДОМН, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «ИКП РАО»